showcase-feature.png
Головна Статті ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

Один человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова творческих поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они служили ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят слова эти... но что это сам Господь говорит... через них."
Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.
Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

  1. Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.
    Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.
  2. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.
    Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3 Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4 Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.


Многие люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготею к аналитическому мышлению. Лишь немногие, используя латеральные приемы, вводят в действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или иначе, используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию. Креативное мышление сдерживается самими субъектами деятельности:
люди сами ставят себе мыслительные барьеры (стараются все делать с опорой на сознание);
многие искренне уверуют в том, что всегда есть только одно правильное решение (отсюда они тяготеют к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация);
простой люд всегда ожидает (от ученых, руководителей, властей) конкретных «указаний», «рецептов», ответов;
если аналитическая деятельность не дает никакого шанса предложить единственно правильное решение и человек предлагает ряд альтернатив, то на него смотрят с предупреждением. Отсюда идут в ход такие фразы как — «Это глупо!» «Так не пойдет!» «Это примитивно» и т. д.
Как например можно оценить мыслительную деятельность профессора Ш., предложившего свою концепцию финансового оздоровления нашей экономики (1990 г.)? Какие мыслительные операции преобладали в творческой «лаборатории» автора?
Профессор Ш считает, что мер для финансового оздоровления экономики множество «Можно жестко, в один момент поменять все деньги и сразу же поднять цены на продовольствие. Можно «отнять» деньги у богатой части населения и этим временно заткнуть бюджетную дыру Но тогда государство лишится всякой веры народа, и прежде всего — веры в экономическую порядочность правительства
Так что оздоровление экономики должно идти только по экономическим рецептам. Надо резко — до 40% — сократить капитальные вложения, повысить банковский процент, который бы отпугивал предприятия брать деньги у банка А если брать, то только ради финансирования проектов высокой эффективности, а тогда никакие проценты не страшны Нужны широкие займы у предприятий, выпуск облигаций с высоким процентом и возвратом долга через 20—30 лет Нужно позволить аукционы на средства производства, а затем списать для снижения инфляции полученные деньги
В сфере наличных денег пора нормализовать торговлю спиртным, снизить цены на него и этим вытеснить самогоноварение. Надо увеличить импорт ради отоваривания и изъятия тех 150 млрд. руб. «горячих» денег населения, которые ищут своего товара. Нам необходим ежегодный прирост импорта для стабилизации рынка в объеме 5—6 млрд. долларов.
Считаю возможным получение за рубежом кредитов на 30—40 млрд. долл. Учитывая, что весь мир живет в долг и что мы перестраиваем свою экономику, ничего страшного в этом нет.
Но прежде всего надо прекратить финансирование убыточных предприятий (лежащие хозяйства раздавать всем, кто захочет) и сократить финансирование космических программ и международных обязательств».
Автор поставил перед собою цель — разработать концепцию финансового «оздоровления» экономики. С учетом сложившейся в нашей стране социальной ситуации, он предлагает варианты «экономических рецептов». Все они, как можно предположить, были просчитаны. При этом, несомненно, использовались аналитические операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация.
Анализ — разложение целого на составные части. Вычлененные части не существуют сами по себе, они объединяются по своим, присущим им и их деятелю основаниям. Это синтез. Анализ и синтез в мыслительной деятельности людей идут вместе. Процедуры анализа и синтеза оказываются возможными только благодаря слову. Осуществляя названные операции, субъект деятельности производит обобщение. Вот цепь размышлений автора концепции: а) можно жестко, в один момент поменять все цены на продовольствие; б) экономические рецепты: сократить капиталовложения; нормализовать торговлю; получить за рубежом кредиты и т. д. Все это подвергается сопоставлению предметов и явлений между собой — это операция сравнения. И конечно же, автор «заземляет» свои рассуждения к реальной действительности: реализуется операция конкретизации.
Не трудно представить, что перечисленные мыслительные операции строятся на базе языка. В сущности — это оперирование конкретными предметами и образами. В процессе разработки экономических концепций приходится также пользоваться и абстрактными понятиями: «экономические рецепты» (т. е. методы);
«оздоровление экономики»; «стабилизация рынка» и т. д. В сферу мыслительной деятельности вклинивается такая ее разновидность как абстрактное (отвлеченное, теоретическое) мышление. Здесь уже присутствует и логика и интуиция. Язык начинает как бы соперничать с подсознательными прорывами в сферу мыслительной деятельности. В дело здесь вступают нижние этапы психики. Аналитическое мышление переплетается с латеральным. Именно оно и позволило автору сформировать в своем воображении идею «финансового оздоровления».
Надо сказать, что эта концепция «пленила» далеко не всех. Известна, по крайней мере, еще дюжина альтернативных концепций, не считая правительственной. Поскольку все эти концепций не имеют конкретных логических просчетов (ибо это сделать почти невозможно) то население относилось к ним или с осторожностью, или с недоверием. Таким образом, на лицо «блеск и нищета» креативного (латерального) мышления: это единственно возможный из всех механизмов создания сложных теоретических и практических построений, однако лишь образно, а не конкретно, представляющих конечный результат деятельности. Очень опасно полагаться на подобного рода концепции не потому, что они по своей сути лишь вероятностны, а потому, что они могут быть навязаны людям и даже целому обществу без достаточных на то оснований.
Итак, креативное мышление — это один из важнейших инструментариев современного менеджера, осуществляющего главные функции управления (планирование, организацию, мотивацию и контроль). Вместе с тем — это инструмент очень деликатный, требующий внимания, а главное — целенаправленного воспитания.
Способность к креативному мышлению не является мистической способностью лишь отдельных людей. Экспериментальные исследования и целенаправленные наблюдения за деятельностью менеджеров показали, что креативные способности можно развить путем тренировки быстроты, гибкости и прогностичности ума. Быстрота ума — это способность в единицу времени решить такое количество задач, с которыми в состоянии справиться при случайной выборке примерно 40 из 100 обследуемых. Гибкость — это умение быстро перестраиваться и отказываться от усвоенных ранее шаблонов. Прогностичность представляет собою умение человека предвидеть наступление вполне конкретных событий (спада или подъема производительности труда, изменения конъюнктуры, роста цен и т. д.). Первые две способности (быстрота и гибкость) достаточно хорошо тренируются с помощью специальных абстрактных упражнений.
Креативное мышление предполагает прокладку новых путей к цели, которые доселе были неизвестны субъекту деятельности. Эти пути могут быть сотканы из совершенно новых элементов мысли, а также собраны в обновленных цепочках из уже встречавшихся структур. Креативное мышление предполагает умственную концентрацию на проблеме и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий. Оно также предполагает наличие у субъекта деятельности определенных профессиональных знаний и опыта. В современном менеджменте сложилась определенная система креативного поведения.1
1. Подготовка. Сбор информации. Анализ фактуры, обобщение данных, сравнение показателей и т. д. Эта стадия обычно принимает вид аналитической процедуры.
2. Концентрация. Сосредоточение умственных усилий на проблеме, отдельных фактах, системе фактов. Возникновение явления фрустрации, т е. умственного затруднения. Стремление преодолеть барьер затруднений. Спады и подъемы активности, расслабление и напряжение мышц. В результате — наплыв идей.
3. Инкубация идей. Все идеи, которые возникают в процессе мыслительной концентрации, передаются в подсознание. Там происходит их группировка по методологическим основаниям. Личностная цензура сначала подвергает эти идеи моральному и ценностному тестированию, а затем передает в высшие этажи психики.
4. Вспышки «ага-переживаний». Процесс переработки идей, совершенствующийся по волновому циклу (с подъемами и спадами), результируется как вспышка мысли: «Ага — вот где собака зарыта!» «А, — так это вот как!» «Ну — теперь все ясно!» и т. д. Человек ощущает этот процесс как умственное озарение, как вспышку «диких идей».
5. Анализ и синтез. Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Оценка «диких идей».
Предложенная выше схема креативного мышления может использоваться в качестве модели для организации мыслительной деятельности при разрешении любой возникшей проблемы Вот одна из них.
Как преуспеть на рынке? (перестройка в американских компаниях.)
«Сокращение числа работающих, снижение себестоимости продукции, перестройка структуры — прекратился ли когда-нибудь все это.»
Похоже, что нет Рад американских компаний в течение последнего времени объявили об увольнении своих работников. Среди них — «Боинг», «Катер-пилар», «Крайслер», «Макг-гроу-Хилл» и др. Как следует из результатов обследований, проведенных Американской ассоциацией менеджеров, около трети американских компаний за последние годы сокращали свое штатное расписание. В 80-х годах 500 крупных компаний сократили 3,2 миллиона рабочих мест».
«Форгун» Нью-Йорк
Задание.
Попытайтесь приведенный выше схемой креативного мышления предложить концепцию «Как преуспеть на рынке?»
Вопросы для проработки:
1. Какие процессы развиваются на фирме, практикующей сокращение численности работающих?
2.. Какие цели преследует компания, сокращая работников?
3. Ведет ли сокращение численности рабочей силы к повышению эффективности производства?
4. Какие методы применяются для повышения производительности труда на фирмах, сокративших штатное расписание.
5. Каким образом американские бизнесмены снижают издержки производства?
6. Какова политика американских компаний в области заработной платы?
7. Что нужно делать с конвейером — а) замедлять, б) ускорять, в) отбрасывать, чтобы увеличить производительность труда.
8. Как обстоят дела с мотивацией персонала.
9. Где кроются пружины конкурентоспособности компаний?
10. Есть ли главное, а может быть и единственное средство, чтобы обеспечить успех на рынке?
Креативное мышление обычно ассоциируется с индивидуальной деятельностью людей. Однако оно может захватывать в свою орбиту и целые группы. Не случайно рабочие коллективы, где протекают неординарные процессы, связанные с поиском новых методов трудовой деятельности, называют творческими. Для побуждения у работников групповых креативных тенденций применяется метод «мозговой атаки».